Підписатись
Замовити дзвінок

«Я познаю мир»

Сенсорное развитие

Развивающая программа «Дошкольная академия» (мини-сад) - это курс общеразвивающих занятий для всех возрастных групп детей, направленных на гармоничное развитие дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

   

Основное направление: сенсорное развитие детей (цвет, форма, величина окружающих предметов, их назначение и взаимосвязи).

  • Формирование навыков изобразительной деятельности;
  • Развитие речи.
  • Подвижные игры и упражнения.

Этот удивительный ранний возраст!

Ранний возраст (2-3 год жизни), по признанию специалистов всего мира, – это важнейший период в жизни человека. Именно в это время происходит рождение личности. Так в чем же его исключительность? В период раннего детства зарождается самосознание ребенка. После 1,5 – 2-х лет дети начинают узнавать себя в зеркале, на фотографиях. Узнавание себя – это элементарная, первичная форма самосознания. Позже, ребенок от названия себя в третьем лице, или по имени, переходит к употреблению местоимения “Я” по отношению к себе.

Ребенок интенсивно осваивает язык, культуру человеческого мышления, у него активизируются ощущение, сенсорные функции. Малыш копирует, отражает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. При этом важно отметить, что умственное развитие тесно связано с воспитанием ребенка и благодаря ранней социализации детей, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением.

Ведущая деятельность детей этого возраста – предметно-манипулятивная игра.

В данный период психика ребенка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он все убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях настолько велика, что ученые назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) в возрасте “Я – сам!”.

Если ребенка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнет отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство причастности к нему, потеряет желание познавать новое. Равнодушие ведет за собой духовную лень. Так теряются рациональные зерна раннего трудового развития человека, которые должны быть “посеяны” уже на втором году жизни, в то благоприятное время, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие ее удовлетворения граничит с кризисом в поведении.

Уважаемые родители, помните, что, лишенный самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление – детская нервозность.

Важнейшим этапом в развитии самосознания является третий год жизни, когда формируется личностное новообразование – “гордость за достижения”.

Это новообразование ярко выражается в стремлении фиксировать результаты своей деятельности, демонстрировать свои успехи взрослому. Это связано с тем, что под влиянием взрослого ребенок все чаще обращает внимание на результат своих действий. Он начинает стремиться достичь желаемого результата. Сам процесс действия еще не очень важен для него, а результат не является совершенным, однако в любой деятельности ребенок стремится получить такой результат, как и взрослый. Происходит перемещение акцента в предметной деятельности из процесса на результат, который становится регулятором действий ребенка.

Без надлежащего одобрения “успехи” ребенка в значительной мере теряют для него свою ценность, а радостные переживания по этому поводу омрачаются. Отрицательное или безразличное отношение со стороны взрослого побуждает ребенка с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. У детей появляется чувство самолюбия, что проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к непризнанию их достижений взрослыми, в эмоциональных взрывах.

Эмоциональная жизнь маленького ребенка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые переживает маленький ребенок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет чувствовать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают все за него.

Не следует требовать от ребенка того, что он не в состоянии понять и сделать. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребенок становится замкнутым или агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если увидите: плохое настроение мамы передалось ребенку. Малыш будет капризный, плаксивый, беспокойный. Так же он реагирует и на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса, крики.

Одновременно происходят изменения в отношении ребенка ко взрослому в процессе предметной деятельности: ребенок видит взрослого, как тот действует с предметами, и видит себя – появляется потребность быть таким как взрослый, выполнять такие же действия, как он. Для удовлетворения этих потребностей (быть как взрослый, быть самостоятельным), ребенок не имеет ни психических, ни физических возможностей. Эти потребности не могут удовлетворяться и в совместной со взрослым деятельности.

Возникает противоречие между потребностями ребенка и системой отношений между ней и взрослым. Это противоречие решается путем изменения социальной ситуации развития и перехода к игровой деятельности, удовлетворяющей эту потребность ребенка.

Трехлетний возраст называется критическим переходным периодом от пред дошкольного до дошкольного возраста. Он характеризуется для ребенка осознанием собственного “Я”, появлением “Я–сам” и нового отношения к себе. Ребенок начинает относиться к сверстнику, как к равному себе субъекту. Происходят качественные изменения в психике малыша: достигает расцвета речь ребенка, он охотно общается с другими людьми, развивается любознательность (период "почемучек").

Если взрослые “не замечают” у ребенка тенденции самостоятельно удовлетворять желание, продолжают “не замечать” его стремление быть независимым, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность, свободу ребенка, тогда могут возникнуть собственно кризисные проявления – негативизм, упрямство, своеволие, обесценивание требований взрослых, бунт–протест, своенравие.

Итак, внутренняя перестройка в ребенке трехлетнего возраста происходит в зоне социальных отношений: ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Существенно меняется позиция ребенка по отношению к окружающим людям, чаще всего проявляясь в актах независимого поведения по отношению к тому, о чем ее просят.

В период кризиса ребенок в очень короткий срок меняется в целом. Его развитие приобретает бурный характер. Ребенок как бы “выпадает из-под педагогического воздействия”, снижается темп продвижения вперед, на первый взгляд ребенок не столько приобретает, сколько теряет из накопленного ранее.

Но за любым негативным симптомом есть скрытый позитивный смысл, который готовит ребенка к переходу на новый, более высокий уровень личностного развития.

Это надо помнить!

Заполните форму и записаться на программу

Успешно отправлено